Что заставляет нас необдуманно расставаться с деньгами? Делимся списком самых распространенных психологических ловушек.
1. Боязнь потери. Мы намного сильнее боимся лишиться чего-то, чем радуемся приобретению нового. Поэтому скидки и акции так часто ограничивают по времени. Именно поэтому надписи типа “осталось ВСЕГО 10 мест на курсе” работают на подсознание.
2. Предубеждение статуса-кво. Этот эффект отчасти связан с предыдущим: нам психологически комфортно, когда вещи остаются неизменными. Поэтому мы так редко меняем мобильного оператора. Даже если у других условия намного выгоднее.
3. Денежная иллюзия. Мы склонны воспринимать номинальную, но совсем не реальную стоимость товаров. Поэтому нам так нравятся перечеркнутые цены на скидочных ценников. И нам все равно, что за день до этого цену на товар подняли на эти самые 30%.
4. Эффект привязки. Мы оцениваем стоимость какой-либо вещи исходя из названной продавцом цены. И мы совсем не задумываемся, что она может быть завышена изначально вдвое. Поэтому, когда продавец нам дает небольшую скидку, мы радуемся и совершаем покупку.
5. Эффект обладания. Мы очень любим то, чем владеем. И тут даже не важно, владеем ли мы вещью в реальности, или все это фикция. Главное — почувствовать её своей. Именно поэтому продавцы так часто дают нам потрогать или попробовать товар перед покупкой.
6. Ловушка утопленных затрат. Еще одна особенность нашей психики — отчаянное нежелание отказаться от убыточного дела и двигаться дальше. Поэтому мы и не прекращаем подписки на ненужные сервисы, думая, что когда-нибудь они нам пригодятся.
7. Эффект ожидания. Чем больше мы чего-то ждём, тем сильнее этого хотим. Сам факт ожидания, интрига добавляет товару ценности в наших глазах. Поэтому так раскупают новые Iphone люди, выход новой модели для которых — маленькое событие.