20.05.2014 состоялось заседание Комиссии по мобилизации доходов в бюджет КЧР при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики по вопросу актуализации налоговой базы по налогу на землю и имущественным налогам.
На заседании подведены итоги работы по актуализации налоговой базы по налогу на землю, имущественным налогам и инвентаризации бесхозяйного имущества в городах и районах республики за 2013 год и 4 месяца 2014 года.
Так, объем поступлений местных налогов в бюджеты муниципальных образований за истекший год составил 146,0 млн. рублей, в том числе земельный налог – 120,8 млн. рублей, налог на имущество физических лиц – 25,2 млн. рублей. Рост местных налогов к объему предыдущего года составил 122,8% при среднем по СКФО – 117% и среднем по РФ – 112,8%. За 4 месяца текущего года местные налоги поступили в сумме 44,7 млн. рублей, в том числе земельный налог — 40,5 млн. рублей, налог на имущество физических лиц – 4,2 млн. рублей. Наблюдается рост к сопоставимому периоду 2013 года в размерах 102,1% и 137,9% соответственно. Также одним из положительных результатов работы является рост уровня собираемости местных налогов к предыдущему году с 58,3 до 64,1%.
По данным Управления Росреестра по КЧР за 2013 год зарегистрировано 31 355 прав, в том числе 15 426 – на земельные участки и 15 929 – на объекты недвижимости, рост количества зарегистрированных прав составил 114,4 % к объему на начало года. За 4 месяца 2014 года количество зарегистрированных прав увеличилось на 5 % и составило 109 059 прав.
Отмечены резервы пополнения доходов местных бюджетов. Объем недоимки по местным налогам за 2013 год увеличился на 48,6 млн. рублей и составил 183,5 млн. рублей, за 4 месяца 2014 года недоимка снизилась на 27,9 млн. рублей или 15,2 %. По данным Филиала ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по КЧР из направленных органам местного самоуправления перечней земельных участков до настоящего времени не уточнено 378 категорий и 968 видов разрешенного использования. В этом направлении необходимо активизировать работу Карачаевскому, Усть-Джегутинскому, Зеленчукскому и Адыге-Хабльскому районам, так как от этого напрямую зависит пополнение налоговой базы.
Обсуждался успешный опыт работы по переводу в электронный вид похозяйственных книг сельских поселений Карачаево-Черкесской Республики посредством программного комплекса МСУ «СМАРТ» в рамках работы по актуализации налогового потенциала республики. На примере поселений Прикубанского района продемонстрированы преимущества перехода на электронный похозяйственный учет, который позволяет автоматизировать муниципальные полномочия и осуществлять передачу информации в электронном виде в порядке межведомственного взаимодействия, производить сверку баз данных электронного похозяйственного учета поселений с базами Росреестра и налоговых органов, выявлять недостающие данные, создавать актуальную базу данных о жителях поселений и их имуществе, упрощает выдачу выписок из похозяйственных книг, систематизирует учет объектов налогообложения на территории поселений, дает возможность определения реального налогового потенциала.
Органам местного самоуправления рекомендовано усилить взаимодействие с Управлением Росреестра по КЧР по вопросу осуществления муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора.
По итогам мониторинга нормативно-правовой базы по местным налогам, обсуждены выявленные замечания по порядку установления ставок, принятия и публикации решений, устранению нарушений федерального законодательства, своевременности представления в Управление Администрации Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики по организационной работе, вопросам местного самоуправления и регистра муниципальных нормативных правовых актов и в Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы. Поднимались вопросы установления с 01.01.2015 года на федеральном уровне сроков уплаты местных налогов для физических лиц не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также необходимости проведения работы по предстоящему введению налога на недвижимость физических лиц.
Кроме того, была затронута тема прекращения действия с 1 марта 2015 федеральных норм, облегчающих оформление права собственности на загородные постройки и участки, объекты индивидуального жилищного строительства – так называемая «дачная амнистия». Эта процедура упрощенного порядка регистрации прав граждан на объекты недвижимого имущества и земельные участки, занятые такими объектами, позволяет зарегистрировать право собственности на земельные участки и самовольно построенные объекты дачного, индивидуального, гаражного строительства с минимальным пакетом документов (в частности, без получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию). После 1 марта 2015 года гражданам придется проходить все процедуры, предусмотренные Градостроительным кодексом. Поэтому настоятельно рекомендуется органам местного самоуправления проводить активную разъяснительную работу с населением по оформлению прав до наступления указанной даты.
Членами Комиссии обсуждались результаты исполнения в 2013 году Плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов КЧР, с учетом которых были утверждены Решение Комиссии по мобилизации доходов в бюджет КЧР при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики и аналогичный План мероприятий на 2014 год.