В ситуации, когда из-за различных жизненных ситуаций клиенты кредитных организаций могут пропустить срок платежа кредита и процентов по нему, к делу могут подключиться коллекторы – специалисты по возврату просроченной задолженности.
«Финансовая культура» рассказывает, как сделать общение с коллекторами если не приятным, то конструктивным.
Клиенту кредитной организации необходимо знать, что кредитор может привлечь только одно коллекторское агентство. О привлечении коллектора кредитор должен уведомить клиента, просрочившего срок платежа по кредиту, в течение 30 дней.
Важно, чтобы коллекторское агентство входило в государственный реестр. Однако в случае, когда официальное уведомление о привлечении коллекторского агентства от кредитора отсутствует, от общения с коллектором можно отказаться.
Также немаловажно знать о том, что коллектор вправе:
- Звонить вам
— с 8:00 до 22:00 в рабочие дни
— с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники
— не чаще раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. - Отправлять вам телеграфные, текстовые и голосовые сообщения
— с 8:00 до 22:00 в рабочие дни
— с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники
(не чаще двух раз в сутки, четырех раз в неделю и 16 раз в месяц). - Видеться с вами не более раза в неделю.
- Общаться с вашими родственниками или третьими лицами, если вы давали на это свое письменное согласие, а близкие не против этого.
И при телефонных звонках, и в текстовых сообщениях коллектор обязан назвать свои ФИО и название агентства.
Коллектору нельзя:
- скрывать свой номер телефона и адрес электронной почты;
- оказывать психологическое давление;
- давать неверную информацию;
- обманывать относительно своего статуса (заявлять о своей принадлежности к госорганам);
- раскрывать сведения о вас и вашем долге третьим лицам, в том числе в интернете или другими публичными способами;
- применять физическую силу или опасные для вашей жизни и здоровья методы либо угрожать этим;
- уничтожать или повреждать ваше имущество либо угрожать этим.
Куда жаловаться?
На банк, микрофинансовую организацию или потребительский кооператив (например, не сообщили вам вовремя, что передали ваш долг коллектору) — в Банк России.
На коллекторов — в Федеральную службу судебных приставов.
Если речь идет о серьезных нарушениях, таких как угрозы жизни и здоровью, необходимо обратиться с заявлением в полицию.